Skip to content

Авиационный регистр Российской Федерации

Исследование болтов Т4701-39 узла крепления штока гидроцилиндра к поворотному рычагу системы управления поворотом колес передней амортстойки шасси самолета Як-40 RA-88180 20.04.2009 г.

Обстоятельства инцидента

Разрушение болта Т4701-39 крепления штока цилиндра поворота колес передней опоры шасси самолёта Як-40 RA-88180 произошло 20.04.2009 на рулении самолета в аэропорту Череповец перед выполнением рейса по маршруту «Череповец - Внуково». Комиссией по расследованию для сравнения был демонтирован и осмотрен болт крепления правого цилиндра. При этом видимых повреждений и трещин этого болта выявлено не было. Данный болт также был направлен на исследование.

Выводы

Разрушение болта Т4701-39 крепления штока левого цилиндра к поворотному рычагу механизма поворота колеса передней амортстойки шасси самолета Як-40 RA-88180 имеет межзеренный характер и происходило по механизму коррозии под напряжением с очагами зарождения трещины от коррозионных язв, расположенных на галтели R=2,5-0,2 между диаметрами Ø19Х и Ø35. Причиной разрушения является недостаточная коррозионная стойкость болтов Т4701-39 в реальных условиях эксплуатации и монтажа при отсутствии требований по тарированной затяжке.

Рекомендации

В целях предотвращения повторных разрушений болтов Т4701-39 крепления штока цилиндров поворота к передней амортстойке шасси самолета Як-40 ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» совместно с ОАО «Гидромаш» необходимо рассмотреть вопрос о разработке конструктивных мероприятий, направленных на повышение коррозионной стойкости болтов в реальных условиях эксплуатации, а также дать рекомендации эксплуатационным и ремонтным предприятиям по безотказной эксплуатации и ремонту болтов на период до рассмотрения данного вопроса.