Skip to content

Авиационный регистр Российской Федерации

Исследование деталей узла крепления полуоси правой опоры шасси к шпангоуту № 11 вертолета Ми-8Т RA-24673 14.03.2010 г.

Обстоятельства инцидента

14.03.2010 на посадочной площадке № 5 ООО «АК Ямал» в районе г. Тарко-Сале производилась буксировка вертолета Ми-8Т RА-24673 на другую посадочную площадку. В движении, при завершении разворота вправо произошло отсоединение кронштейна 8АТ.0363.003.001 крепления полуоси правой опоры шасси от шпангоута № 11 ЦЧФ из-за срыва гаек с резьбовых частей болтов крепления кронштейна. После отсоединения произошло разрушение подкоса 8А.4103.00.001 в районе крепления к кардану 8А.4000.003 кронштейна 8А.0364.016.001.

В результате отсоединения кронштейна вертолет резко опустился нижней частью правой грузовой створки и задней нижней частью правого подвесного топливного бака на металлическое покрытие площадки. Столкновения хвостовой опоры, лопастей несущего и рулевого винтов с поверхностью площадки не произошло. Буксировка вертолета по команде руководителя работ была немедленно прекращена. В результате падения вертолет получил повреждения.

Из всего комплекта гаек и шайб болтового соединения кронштейна 8АТ.0363.003.001 с шпангоутом № 11 ЦЧФ на месте события комиссией по расследованию события обнаружено две гайки и две шайбы в подпольном пространстве ЦЧФ и одна гайка на площадке под вертолетом. Остальные гайки и шайбы найдены не были.

Выводы

Отделение кронштейна 8АТ.0363.003.001 от шпангоута № 11 ЦЧФ вертолета Ми-8Т RА-24673 произошло в процессе его буксировки 14.03.2010 в результате разрушения витков резьбы гаек болтов. Разрушение витков резьбы гаек произошло в результате сдвига при приложении однократной нагрузки, превысившей предел прочности материала гаек. Гайки изготовлены из материалов, не предусмотренных конструкторской документацией, имеющих недопустимо низкую прочность. Детали были установлены в узел при проведении последнего или предпоследнего ремонтов вертолета. Дефект ремонтный.

Рекомендации

В целях предупреждения случаев разрушений узлов крепления элементов основных опор шасси к шпангоутам фюзеляжа вертолетов типа Ми-8 ремонтным предприятиям совместно с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» необходимо принять профилактические меры по исключению установки в узлы крепежных деталей, не отвечающих требованиям конструкторской документации, а также отработать технологические приемы по выявлению некондиционных деталей при контроле в ремонте.